Редактирование и смысловой монтаж
Современные компьютерные технологии и программы обработки звука позволяют редактировать записанную фонограмму практически также, как текст в текстовом редакторе. Можно удалить слова-паразиты, убрать лишние звуки, такие, как причмокивание, сглатывание, протяжные гласные в паузах, громкое дыхание. Возможно переставить фрагменты речи в другом порядке, в том числе отдельные слова и предложения. Возможно наложить различные эффекты, чтобы создать впечатление, что человек, например, находится на улице, или сымитировать различные особенности речи, поменять местами смысловые фрагменты.
Эквализация
Эквализация – коррекция амплитуды и изменение соотношения частот. Человеческое ухо способно улавливать частоты от 20 до 20000 герц. Но все источники звука вокруг нас имеют не только разную громкость, но и различные частотные характеристики. В том числе, человек может лучше слышать одни источники и хуже — другие.
Для качественного звукового контента важно, чтобы слушатель хорошо и комфортно воспринимал все его элементы. Именно для этого и проводится эквализация.
Кроме того, при помощи эквалайзера можно избавиться от ненужных звуков, просто убрав из фонограммы частоты, на которых они звучат. Можно создать множество интересных эффектов. Например, сымитировать нахождения человека в конкретной ситуации. Скажем для того, чтобы изобразить разговор по телефону, нужно убрать самые верхние и самые нижние частоты из записи голоса. Так как аналоговая телефонная связь передаёт звук только на средних частотах.
Компрессия
Компрессия – сжатие динамического диапазона сигнала. Динамический диапазон — это разница между самым громким и самым тихим уровнем звука. Для того, чтобы запись было слушать комфортно, эту разницу можно, до определённой степени, сократить. Тогда слушателю не придётся напрягать слух или морщится от слишком громких фрагментов. Компрессия делает прослушивание комфортнее, но применять её следует аккуратно и в совокупности с другими инструментами, поскольку увеличение уровня полезного звукового сигнала может увеличить и громкость нежелательных звуков, например, эхо помещения. Или, наоборот, снизить уровень звучание чего-то важного.
Нормализация
Нормализация – применение постоянной величины усиления для приведения амплитуды к определённому уровню. Существует два уровня нормализации: относительно максимальной громкости и относительно воспринимаемого сигнала. Задача процесса нормализации состоит в том, чтобы привести уровень записанного или сведённого материала к определённому уровню громкости.
Есть различные стандарты нормализации. Например, для радио, для подкастов или для YouTube, которые зависят от того, в каких условиях прослушивается тот или иной аудиоконтент.
Нормализация громкости позволяет слышать различные фрагменты фонограммы, как бы на одинаковом уровне. Например, вы слушаете песню в плеере, и в этой песне есть тихая часть и громкая. Но вам не нужно увеличивать или уменьшать громкость. Все фрагменты воспринимаются комфортно.