Введение
В настоящее время не существует никакой чётко определённой стратегии развития тифлокомментирования в России. Имеющиеся материалы по данной теме, в основной своей массе, разрознены, большинство из них давно потеряли свою актуальность и не отражают современные реалии и научно-технические достижения.
Цель данной концепции: привести понимание тифлокомментирования к единым параметрам и определить основные критерии его эффективного развития в нашей стране.
Важно отметить, что этот документ не призван зафиксировать тифлокомментирование как явление на определённом уровне. Все описанные здесь положения могут и должны изменяться вместе с новыми результатами исследований в данной области, а также с внедрением новых технологий.
Автор данной концепции ни в коем случае не настаивает на том, что его изыскания в области тифлокомментирования являются безусловно истинными, и готов к конструктивному научному диалогу. Ваши предложения, комментарии и вопросы вы можете отправить любым удобным способом, который найдёте в разделе «Контакты».
Тифлокомментирование — средство информационной доступности
Тифлокомментирование является одним из важнейших условий создания доступной среды для слепых и слабовидящих людей, поскольку позволяет обеспечить относительно беспрепятственный доступ к культурной и общественной жизни. Однако понятие «информационная доступность», как, впрочем, и более широкое понятие «доступная среда», до сих пор не имеет формального определения в российской нормативно-правовой базе.
Для того, чтобы тифлокомментирование получило формальный статус элемента формирования доступной среды для людей с инвалидностью, в первую очередь необходимы соответствующие изменения в федеральном законодательстве. На данный момент на этом уровне частичное регулирование тифлокомментирования существует только в сфере кинематографа – статьи 8 и 9 федерального закона «О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации». Основанием для таких изменений являются статья 29 конституции РФ, гарантирующая гражданам доступ к получению информации, а также статья 1274 гражданского кодекса, в которой определяется особый статус тифлокомментирования, как средства облегчения восприятия для слепых и слабовидящих людей произведений культуры, искусства, литературы и т.д.
В первую очередь необходим кардинальный пересмотр самого подхода к информационной доступности. Статья 14 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» уже давно потеряла свою актуальность и не учитывает современных тенденций в области доступности информации для людей с инвалидностью. В том числе, необходимо введение в эту статью и понятия тифлокомментирования.
Пересмотра также требуют федеральные законы, регулирующие деятельность средств массовой информации, учреждений культуры и спорта, телекоммуникационных технологий образования и организации массовых мероприятий. Необходимо закрепление вменения в обязанности всех учреждений и организаций социальной инфраструктуры обеспечения тифлокомментирования.
Регламентация организации процесса тифлокомментирования должна осуществляться надзорными органами федерального и местного контроля в соответствующих сферах посредством издания приказов и нормативных актов, определяющих порядок обеспечения тифлокомментирования в каждой сфере.
Не менее важным вопросом представляется стандартизация тифлокомментирования. Необходимо, чтобы сообщество занятых в этой области специалистов и исследователей консолидировало свои усилия для того, чтобы определить чёткие параметры и критерии качества тифлокомментирования. В настоящее время официально принятые стандарты представляют собой выражение субъективной точки зрения одной группы лиц и, как правило, базируются на устаревших данных.
Тифлокомментирование, как и другие средства доступной среды для людей с инвалидностью, должно иметь повсеместный характер. То есть, необходимо, чтобы все учреждения и организации, предоставляющие услуги населению, связанные с использованием визуальной информации, имели возможность осуществлять тифлокомментирование каждый раз, когда это требуется.
Направления развития
Для максимально эффективного создания информационной доступности представляется целесообразным развитие тифлокомментирования по следующим направлениям:
Кинематограф
На данный момент это — самая развитая область тифлокомментирования. Во-первых, существует частично проработанная нормативно-правовая база (подробнее см. здесь),
во-вторых, устоялась технология производства тифлокомментариев к художественным, анимационным и документальным фильмам. Вместе с тем, централизованное производство тифлокомментариев осуществляется сейчас либо для картин, имеющих государственную поддержку на производство и прокат, либо в рамках отдельных социальных проектов. Кроме того, большая часть этих тифлокомментариев не доходит до конечного потребителя – незрячих людей, поскольку большинство участников киноиндустрии относятся к необходимости производства тифлокомментариев как к формальности.
В первую очередь необходимо, чтобы федеральные органы надзора в сфере культуры взяли на себя обязательства по контролю за исполнением существующего законодательства в сфере обеспечения доступности национальных фильмов. Также необходимо расширение объёма тифлокомментируемой кинопродукции вплоть до обязанности всех без исключения производителей, включая осуществляющих дубляж иностранного кино, создавать тифлокомментарии.
Доступность тифлокомментариев к кинопродукции должна быть обеспечена на всех этапах проката кинофильмов – демонстрация в кинотеатрах, доступ в онлайн-кинотеатрах и на стриминговых платформах, распространение на цифровых и аналоговых носителях, а также, трансляция по телевидению.
Телевидение
Тифлокомментирование телевизионных программ и трансляций в настоящее время в России не осуществляется. Тогда как в большинстве европейских стран и США, доля тифлокомментируемого контента на телевидении составляет от пяти до тридцати процентов от общего объёма. Современные технологии цифрового телевидения позволяют добавлять подключаемую параллельную звуковую дорожку тифлокомментария к общему потоку телевещания. Кроме того, на рынке появляется всё больше телевизоров с доступным для незрячих людей речевым интерфейсом.
Обеспечение тифлокомментирования на телевидении необходимо начинать с программ федерального значения, в которых визуальная информация имеет ключевую роль. Так, например, представляется нецелесообразным снабжать тифлокомментариями выпуски новостей, поскольку в них основная доля информации передаётся вербальным способом. Для того, чтобы определить, какой это должен быть контент, необходимо привлекать общественные организации и представителей целевой группы – слепых и слабовидящих людей.
Театр
Тифлокомментирование в театре, как и в кинематографе, получило в России довольно большое распространение. Однако это, в большей степени, связано с деятельностью энтузиастов и отдельными проектами, нежели с какой бы то ни было централизованной поддержкой.
С одной стороны, тифлокомментирование в театральной сфере требует меньше затрат, чем тифлокомментирование в кино, поскольку не нуждается в сопоставимых технических условиях. С другой стороны, такое тифлокомментирование всегда осуществляется в реальном времени, а следовательно, на спектакле всегда необходимо присутствие специалиста.
Первоочередная задача, которую следует решить для обеспечения тифлокомментирования в театральном искусстве – включение позиции тифлокомментатора в штатное расписание каждого театра. Немаловажным является и стандартизация оборудования залов, поскольку каждый из них имеет свои акустические и технические особенности. Следует подходить к этому вопросу с учётом как требований тифлокомментирования, так и традиций театрального искусства.
Массовые и зрелищные мероприятия
Во многом по своей структуре это направление схоже с театральной сферой. Здесь также присутствуют особенности, накладываемые спецификой пространства, которая может кардинально отличаться от мероприятия к мероприятию, так и требованиями тифлокомментирования в реальном времени.
Обязанность осуществлять тифлокомментирование массовых и зрелищных мероприятий должна быть возложена на их организаторов.
Экспозиции и экскурсии
Технология организации тифлокомментирования экспозиций, в зависимости от содержания каждой конкретной экспозиции, может осуществляться тифлокомментатором в реальном времени, при помощи автоматической системы «Аудиогид» или в текстовом виде, в доступной для незрячего человека форме – рельефно-точечный шрифт Брайля или электронный вид информации.
Экскурсии сами по себе представляют собой большой объём информации, передаваемой вербально, и поэтому наиболее целесообразный подход в данном случае – обучение гидов и экскурсоводов навыкам тифлокомментирования. Также возможно предоставление тифлокомментирования экспозиций в доступных для незрячих людей форматах, например, в текстовом или звуковом виде, для самостоятельного ознакомления.
Спорт
Развитие тифлокомментирования в спорте получило широкое распространение в России после чемпионата мира по футболу 2018 года, поскольку одним из требований международной футбольной ассоциации (FIFA) была организация тифлокомментирования на каждом матче турнира. После окончания чемпионата несколько футбольных клубов продолжили эту практику на своих стадионах. На данный момент можно утверждать, что сформировалась довольно устойчивая технология организации этого процесса. В данном случае для того, чтобы обеспечить повсеместное тифлокомментирование спортивных мероприятий, вполне достаточно будет транслировать уже имеющийся положительный опыт.
Тифлокомментирование информации, представленной в электронно-цифровой форме
Несмотря на стремительное развитие цифровых технологий и ярко выраженную тенденцию к цифровизации многих областей жизни, тифлокомментирование электронно-цифрового контента на российских интернет-ресурсах фактически отсутствует. Тем более это актуально в связи с постоянно увеличивающейся долей визуального контента.
Развитие тифлокомментирование в данной области неразрывно связано с созданием невизуальной доступности веб-сайтов, компьютерных программ и мобильных приложений, и должно развиваться по двум направлениям:
- Тифлокомментирование видеоконтента – в целом, осуществляется по принципам тифлокомментирования в кинематографе и телевидении. Однако следует подчеркнуть, что не все интернет-ресурсы имеют техническую возможность подключения альтернативной звуковой дорожки, содержащей тифлокомментарий, и в этом случае необходимо предоставление пользователю возможности воспроизведения отдельного альтернативного файла;
- Тифлокомментирование графических элементов интерфейса и статичных изображений – такой контент может быть снабжён дополнительным текстовым или звуковым тифлокомментарием, привязанным к нему. Также следует отметить, что некоторые ресурсы позволяют размещать текстовый тифлокомментарий, доступный для программ экранного доступа и скрытый для не использующих их пользователей.
Подготовка специалистов
В настоящее время фактически такой профессии, как тифлокомментатор или специалист по тифлокомментированию, в России нет, а обучение навыкам тифлокомментирования весьма стихийное. Несмотря на то, что некоторые организации заявляют свои полномочия в данной области, общего подхода к их подготовке тоже не существует. В принятом в конце 2023 года профессиональном стандарте используются очень общие характеристики и критерии профессиональных компетенций тифлокомментатора. Фактически не определено, какими знаниями, умениями и навыками необходимо обладать этим специалистам, что вполне естественно, поскольку пока среди исследователей нет единодушия относительно критериев качества тифлокомментирования, тогда как оценка работы тифлокомментаторов должна быть неразрывно связана с такими критериями.
Знания, умения и навыки, которыми должен обладать специалист по тифлокомментированию, должны базироваться, во-первых, на общих знаниях тифлопсихологии, а, во-вторых, на профессиональных компетенциях специалиста в той области, в которой он работает. Для того, чтобы создавать качественный тифлокомментарий, специалист должен глубоко понимать особенности восприятия информации незрячими людьми, а также быть компетентным в сфере объекта тифлокомментирования. Например, спортивным тифлокомментатором не сможет быть человек, не имеющий навыков спортивного комментирования, а человек, не имеющий исторического образования, не сможет сделать качественный тифлокомментарий экскурсии с исторической тематикой. Поэтому содержание обучения тифлокомментаторов должно, в первую очередь, определяться направлением, в котором они будут работать.
Таким образом, можно выделить два этапа такой подготовки:
- Базовый, включающий изучение основ тифлопсихологии, а также правил, принципов и техник тифлокомментирования;;
- специализация, где будущий специалист изучает особенности тифлокомментирования в конкретной области.
Техническое обеспечение
Со времени зарождения тифлокомментирования в России (2004 г.), технологии совершили существенный прорыв. Многие современные технические решения способны оптимизировать и существенно улучшить качество тифлокомментирования.
Если двадцать лет назад единственным оборудованием, которое использовалось для скрытой подачи тифлокомментариев, были конферентс-системы, то сейчас уже активно используются мобильные приложения. Нейроголоса вполне способны заменить дикторов, и уже есть успешные попытки использования искусственного интеллекта. Все эти разработки способны уже сейчас вывести тифлокомментирование на совершенно новый уровень, а также существенно упростить и удешевить его.
Важно, чтобы нормативно-правовая база, техническое оснащение и система подготовки специалистов соответствовали всем современным тенденциям, что позволит эффективно и оптимально включить тифлокомментирование в создание доступной среды для инвалидов по зрению…